Национальный выбор: солнце или тьма и кровь.

Арон Шнеер 

 

Около месяца назад видел в новостях, как во Львове какие-то подонки у всех на глазах, (риторический вопрос: где полиция?) осквернили памятник воинам Красной Армии, освободившим Львов от немецкой оккупации. Кувалдами сбивали надписи, мемориальные плиты, написали оскорбительную надпись. Для этих погромщиков память о Красной Армии оскорбительна.

Для евреев – наоборот. Именно поэтому в Израиле более 60 памятников, мемориалов. обелисков в честь воинов Красной Армии. Евреи всего мира понимали уже во время войны, что именно Красная Армия – это армия, которая принесет спасение и свободу. Особенно на это надеялись узники нацистских лагерей. Красная Армия освободила десятки гетто и лагерей. В 1944-1945 гг. Красная Армия спасла тысячи узников Майданека, Освенцима, Штуттгофа, Терезинштадта... Благодарность к Красной Армии освобожденные узники пронесли через всю жизнь. 

Со мной в Яд Вашем работает Эрика Теллер. Меня поразил ее правильный, пусть и с акцентом, русский язык. Однажды я спросил Эрику откуда у нее знание русского языка. "Из гетто Терезинштадт в мае 45 года нас с мамой освободила Красная Армия"– сказала Эрика. "В знак благодарности и в память о русских солдатах я выучила русский язык и даже стала преподавать его в школе и университете. Если до войны дома говорили на немецком языке, то после войны мы сознательно исключили его из нашей жизни". 

Мой будапештский коллега и друг известный историк профессор Тамаш Краус тоже отлично владеет русским языком. Однажды я стал расспрашивать его о венгерском восстании 1956 г. Что мог рассказать Тамаш? Ему тогда было всего 8 лет. Однако детские воспоминания порой дают более выразительную, правдивую, в отличие от исторических исследований не идеологизированную картину. Как оказалось, события 1956 г. определили дальнейшую жизнь Тамаша. Он помнит звуки стрельбы на улицах Будапешта, страх, охвативший семью, плач матери, размашистую сделанную большими буквами надпись на стене соседнего дома: "Ициков в Освенцим!" Помнит соседей, которые несколько дней прятали его семью у себя в квартире: в Будапеште бушевали еврейские погромы. Помнит, раздавшийся через несколько дней рокот мотора, пушечные выстрелы, от которых содрогнулись стены дома. Мать, выглянувшую в окно, вновь заплакавшую и прижавшую его к груди со словами: "Ну вот, все кончилось. Русские опять нас спасли". Тамаш взглянул в окно и увидел советский танк. Слова мамы Тамаша были выстраданы. Ее 27 января 1945 года освободили из Освенцима "русские солдаты и русские танки". Через 11 лет они вновь пришли на помощь.

 

Я видел фотографии, немецкую хронику июня-июля 1941 г., когда деды подонков, осквернивших львовский мемориал, в том же Львове цветами встречали гитлеровцев, а в других украинских городах и деревнях строили для них почетные арки с надписью:. "Гитлер освободитель! Да здравствует Гитлер! Слава Бандере!" А потом устроили один из самых кошмарных еврейских погромов за всю историю. Кино и фотохроника погрома есть в интернете. 

Сегодня во Львове вновь эсэсовские недобитки заявили о себе: устроили выставку посвященную дивизии СС «Галичина». Стоят рядом в эсэсовской форме, те , кто готов повторить ее «подвиги». Уверен, что это потомки именно тех садистов, которые совершали жесточайшие погромы , убивали евреев,поляков, советских военнопленных. А готовы ли они умереть так, как дохли эти эсэсовцы «Галичины» от рук Красной Армии под Бродами в 1944 году? 

«Галичина» отмечена не только на фронте. Только один пример из моей книги «Профессия смерть». Из материалов Львовского архива. «Яценюк далее показал: «уничтожение еврейского населения проводилось в Травниковском лагере СС <…> В наших бараках размещалась дивизия СС "Галичина", которая производила расстрел евреев. <…> О самом факте массового расстрела евреев мне рассказал вахман войск СС, Иванашко Владимир, который принимал участие в раздевании евреев и конвоировал их к яме, где их расстреливали. Иванашко говорил, что в м. Травники ночью прибыла дивизия СС "Галичина" (Речь идет, вероятно, о каком-то подразделении дивизии. Вся дивизия, конечно, не была в Травниках. Согласно информации Института истории АН Украины, подразделения дивизии с осени 1943 года принимают участие в антипартизанских действиях на юго-востоке Польши – А.Ш.) которая окружила весь Травниковский лагерь.<…> После этого, как мне говорил Иванашко, им дали к завтраку по 200 гр. водки, и они производили раздевание евреев в бараках и конвоировали их к яме на расстрел. Он рассказывал, что с обеих сторон ямы, стояло по три пулемета. Был проведен телефон для пулеметчиков и с обеих сторон возле пулеметчиков стояли какие-то начальники, которые подавали команду пулеметчикам во время расстрела. После того как немцы, точнее вышеназванная дивизия произвели расстрел евреев, немцы привезли в цистернах керосин, облили керосином трупы…».

Мало выставки прославляющей убийц, сегодня же еще одна нацистская тварь, причем учительница истории и заместитель директора по воспитательной работе одной из школ Львова, а также депутат горсовета Марьяна Батюк в день рождения Адольфа Гитлера восхищается им. Кого воспитает такая учительница? Тех же самых убийц.

Я не могу быть равнодушным к возрождению, становлению, поощрению нацизма в его худшей форме. Я работаю в Яд Вашем, что означает в переводе с иврита: "Память и имя". Это мемориал жертвам Холокоста и героям Сопротивления. Но мы помним не только имена павших, мы знаем и помним имена убийц и их пособников. 

Только пишу я книгу об убийцах-вахманах, которых готовили в учебном лагере СС Травники. Было их около 5 тысяч "выпусников-убийц". Разных национальностей: были русские, немцы-фольксдойч из Украины и Поволжья, были жители из Средней Азии, были из стран Балтии. Однако 3600 курсантов школы убийц были украинцами. Все они служили в лагерях смерти, различных концлагерях, гетто, в Варшавской тюрьме Павиак, даже в Эстонии в лагере Кунда…

Все время работы постоянно сталкиваюсь с "украинским вопросом" в разных ипостасях. Военнопленные других национальностей не могли не заметить особого отношение немцев к украинцам. Так травниковец-вахман русский Иван Козловский на допросе показал: «Находясь в лагере военнопленных, я имел возможность наблюдать, что немцы к украинцам относились лучше, и на работы, где условия содержания были несравненно лучше, чем в лагере, направляли их в первую очередь. В связи с этим назвал себя украинцем…" 

Сергей Приходько на следствии отметил, что летом 1942 г. отбор будущих вахманов в лагере Хелм проводился только в украинской зоне лагеря. Была отобрана группа из 200 военнопленных-украинцев, в число которых и попал Приходько. 

«В лагере Остров-Мазовецкий полицейскими были только украинцы. Первый призыв к пленным был такой: «Кто украинец, иди на службу к немцам!» Бывшие пленные в своих показаниях неоднократно отмечали, что «полицейские украинцы отличались особой безжалостностью: избивали жестоко и смертельно».

Важно отметить, что немцы понимали: в решение еврейского вопроса они уверенно могут рассчитывать на поддержку определенной части украинцев, особенно западных. Это подтверж-дают немецкие документы.

Так в донесение о событиях в СССР № 24 от 16 июля 1941 г. Оперативная группа "Ц", отмечено: 

<…> II Поведение украинского населения.

Украинское население в первые часы после ухода большевиков проявило достойную приветствия активность против евреев. Так в Добромиле сожжена синагога. В Самборе возмущенная толпа убило 50 евреев. Во Львове население согнало применяя жестокое обращение около 1000 евреев и доставило их в занятую вермахтом тюрьму ОГПУ".

Погромы, в каждом из которых, руками местного населения были убиты сотни и тысячи евреев прошли в Золочеве и Тернополе, Бориславе, Дрогобыче, Самборе, Скалате, Бережанах, Чорткове и других городах, и деревнях. Всего в июльских погромах в Западной Украине руками местных убийц было убито и замучено 24 тыс. евреев. 

В центральной и Восточной Украине дело до столь массовых жестоких погромов не дошло, хотя спонтанные зверские убийства, изнасилования имели место. Немецкие документы и в других районах Украины зафиксировали понимание и поддержку местного населения в проводимых против евреев акциях. Так в сообщение, направленном в Берлин 17 сентября 1941 г. Начальнику полиции безопасности и СД отмечено: "Реакция населения г. Хмельники на избавление от евреев, была такой сильной, что даже было совершено благодарственное богослужение». 

Поэтому и пишу нижеследующее, даже, если меня назовут, уж в который раз, "русским, пропутинским агентом" и прочая прочая…

Из Яновского лагеря во Львове после массового убийства узников-евреев в мае –июне 1943 г., в августе 1943 г. убежали 6 вахманов: Сергиенко, Данилюк, Бондаренко, Ищенко, Карташев, фамилия шестого не названа. Все они были убийцами. Но вот после Курской дуги поняли, что надо спасать шкуру. Один из них вахман Андрей Сергиенко на очередном Львовском процессе над убийцами в июле-августе 1969 г. показал, что после побега "в пути следования нас задержали БАНДЕРОВЦЫ в с. Холодное Тернопольской области и 3 дня держали под арестом, нас допрашивали, но когда сами убедились, что МЫ НЕ ПАРТИЗАНЫ, А ПОСОБНИКИ НЕМЦАМ, ОТПУСТИЛИ НАС". (Выделено А.Ш.) 

А что было бы, если беглецы были бы партизанами? Вопрос риторический. Страшно представить. Их не просто бы убили… 

Так кто же после этого Бандера и его соратники? Они в одном строю с немцами-гитлеровцами! 

Вахманы, кстати, вовсе не были бандеровцами, однако дети многих из них, я уверен, сегодня под черно-красными знаменами. В мае 1942 г. к месту службы мужа в лагерь смерти Треблинку приехала в гости жена Ивана Ткачука. В его уголовном деле приведена фотография, на которой он запечатлён в мундире вахмана СС рядом с женой. Ткачук, помнит о сыне, и шлет ему фотографию, на которой он изображен рядом с мотористом газовой камеры Иваном Марченко. Оба сфотографированы стоящими в вахманской форме, оба в кого-то целятся. Фотография, сделанная в лагере смерти, замечательна трогательной надписью на обороте: «На память дорогому сыну Коле. 15.III.1943 года». Сын за отца не отвечает, но все-таки, кем стал сын Ткачука и его дети? Помнят они отца и деда – убийцу, расстрелянного по приговору советского военного трибунала… 

Хотите знать с кем травниковцы развлекались в перерывах между убийствами? В лагерях смерти Треблинка и Собибор у служивших там вахманов, была возможность, не только насиловать, как бывало неоднократно, обреченных смертниц, но и общаться с украинскими девушками. Их было несколько десятков, привезенных в феврале 1943 г. из Украины в лагеря для вспомогательной работы. «Девушки исполняли работу прачек и уборщиц, стирали белье немцам и нам – вахманам, убирали комнаты, где жили немцы». Важно отметить, что фамилии вышеуказанных работниц перечислены в списке «других участников злодеяний в Треблинском лагере смерти». И недаром. Молодые женщины не могли не знать, что происходило в нескольких десятках метрах от места их работы и проживания. Они слышали крики обреченных, выстрелы, дышали смрадом сжигаемых тел. Знали об этом не только эти женщины. Знали о происходящем и о том, чем занимаются их мужья также жены и подруги вахманов, во время своих визитов в лагеря. Дмитрий Тимошкин на допросе показал: «когда трупы стали сжигать, то лагерь был покрыт черным дымом и к запаху разложившихся трупов примешался запах горелого человеческого мяса, который постоянно вызывал тошноту». 

А. Гребень на процессе в Киеве 27 марта 1962 г. сказала: «Егерь, с которым я находилась в интимных отношениях, рассказывал мне, что в лагерь прибывали эшелоны с людьми из Польши. Этих людей умерщвляли отработанным газом в газовых камерах». Об устройстве газовых камер рассказал своей подруге Александре Кирпа и моторист «душегубок» Марченко.

Украинские подруги вахманов были прекрасно осведомлены о судьбе бывших владелиц золотых или серебряных украшений, ювелирных изделий, денег – всех тех подарков, которые женщины во множестве получали от своих ухажеров.

 

Вернемся в сегодняшний день. Горе и позор тем, кто превращает идеологов убийц, движение убийц в народных героев. Горе тем, кто шествует под черно-красными флагами. Конечно, «Галичина», Бандера и его соратники, их деятельность – это часть истории украинского народа. Изучать ее надо, это дело историков, но делать ее предметом национальной гордости – это позор. Пусть рядом с участниками демонстраций под черно-красными флагами и портретами Бандеры, Шухевича и им подобным пройдут незримо десятки, сотни тысяч, убитых, чудовищно, садистки замученных евреев, поляков, русских, украинцев. Да–да, Украинцев! Трудно поверить, что родственники убитых бандеровцами украинцев сегодня поддерживают их. Не надо приплетать к национальной гордости, к стремлению к независимости, к борьбе за независимость, к сегодняшней трагедии Украины, тех, кто был пособником нацистов, кто воспитал убийц, тех, кто участвовал в убийствах. От них надо бы отмежеваться не только на государственном уровне, важнее, если бы это сделали сами граждане Украины. Но нет, и, увы, не будет подобных манифестаций. К сожалению, зерна от плевел не отделены. И пока будут такие учителя, как Батюк, уверен, таких, увы, немало, просто они не высказались, можно будет воспитать, подготовить и сформировать не один батальон, а то и дивизию убийц, подобных «Галичине». 

К сожалению, фашизм сегодня жив не только в Украине. И в России есть группы, так называемые патриотические организации с фашистской идеологией, которые используют словесные и изобразительные кальки антисемитской нацистской пропаганды времен войны. Ею полны многие так называемые патриотические, славянские, антисемитские сайты, высказывания на фейсбуке, в некоторых телепрограммах. Даже в трагической авиакатастрофе в Москве один горе-генерал обвинил евреев. Пожар и гибель детей в Кемерово также привели к чудовищным обвинениям в этом евреев и призыву к погрому. И пока, что-то неизвестно о том, что эти негодяи призваны к ответу по существующему в России законодательству. 

Но вернемся к Украине, где фашистская идеология существует и действует открыто. Сказать правду, это вовсе не значит быть против Украины. Наоборот - это борьба за то, чтобы над Украиной было солнце и синее небо, как в сегодняшнем государственном флаге, а не тьма и кровь, как на знаменах бандеровцев. Но, конечно, осознать это и бороться за это должны сами украинцы. Однако пока флаги рядом, пока не произойдет очищение от крови и тьмы, которые героизируются, печально будущее…

Национальный выбор: солнце или тьма и кровь.

Около месяца назад видел в новостях, как во Львове какие-то подонки у всех на глазах, (риторический вопрос: где полиция?) осквернили памятник воинам Красной Армии, освободившим Львов от немецкой оккупации. Кувалдами сбивали надписи, мемориальные плиты, написали оскорбительную надпись. Для этих погромщиков память о Красной Армии оскорбительна.
Для евреев – наоборот. Именно поэтому в Израиле более 60 памятников, мемориалов. обелисков в честь воинов Красной Армии. Евреи всего мира понимали уже во время войны, что именно Красная Армия – это армия, которая принесет спасение и свободу. Особенно на это надеялись узники нацистских лагерей. Красная Армия освободила десятки гетто и лагерей. В 1944-1945 гг. Красная Армия спасла тысячи узников Майданека, Освенцима, Штуттгофа, Терезинштадта... Благодарность к Красной Армии освобожденные узники пронесли через всю жизнь. 
Со мной в Яд Вашем работает Эрика Теллер. Меня поразил ее правильный, пусть и с акцентом, русский язык. Однажды я спросил Эрику откуда у нее знание русского языка. "Из гетто Терезинштадт в мае 45 года нас с мамой освободила Красная Армия"– сказала Эрика. "В знак благодарности и в память о русских солдатах я выучила русский язык и даже стала преподавать его в школе и университете. Если до войны дома говорили на немецком языке, то после войны мы сознательно исключили его из нашей жизни". 
Мой будапештский коллега и друг известный историк профессор Тамаш Краус тоже отлично владеет русским языком. Однажды я стал расспрашивать его о венгерском восстании 1956 г. Что мог рассказать Тамаш? Ему тогда было всего 8 лет. Однако детские воспоминания порой дают более выразительную, правдивую, в отличие от исторических исследований не идеологизированную картину. Как оказалось, события 1956 г. определили дальнейшую жизнь Тамаша. Он помнит звуки стрельбы на улицах Будапешта, страх, охвативший семью, плач матери, размашистую сделанную большими буквами надпись на стене соседнего дома: "Ициков в Освенцим!" Помнит соседей, которые несколько дней прятали его семью у себя в квартире: в Будапеште бушевали еврейские погромы. Помнит, раздавшийся через несколько дней рокот мотора, пушечные выстрелы, от которых содрогнулись стены дома. Мать, выглянувшую в окно, вновь заплакавшую и прижавшую его к груди со словами: "Ну вот, все кончилось. Русские опять нас спасли". Тамаш взглянул в окно и увидел советский танк. Слова мамы Тамаша были выстраданы. Ее 27 января 1945 года освободили из Освенцима "русские солдаты и русские танки". Через 11 лет они вновь пришли на помощь.

Я видел фотографии, немецкую хронику июня-июля 1941 г., когда деды подонков, осквернивших львовский мемориал, в том же Львове цветами встречали гитлеровцев, а в других украинских городах и деревнях строили для них почетные арки с надписью:. "Гитлер освободитель! Да здравствует Гитлер! Слава Бандере!" А потом устроили один из самых кошмарных еврейских погромов за всю историю. Кино и фотохроника погрома есть в интернете. 
Сегодня во Львове вновь эсэсовские недобитки заявили о себе: устроили выставку посвященную дивизии СС «Галичина». Стоят рядом в эсэсовской форме, те , кто готов повторить ее «подвиги». Уверен, что это потомки именно тех садистов, которые совершали жесточайшие погромы , убивали евреев,поляков, советских военнопленных. А готовы ли они умереть так, как дохли эти эсэсовцы «Галичины» от рук Красной Армии под Бродами в 1944 году? 
«Галичина» отмечена не только на фронте. Только один пример из моей книги «Профессия смерть». Из материалов Львовского архива. «Яценюк далее показал: «уничтожение еврейского населения проводилось в Травниковском лагере СС <…> В наших бараках размещалась дивизия СС "Галичина", которая производила расстрел евреев. <…> О самом факте массового расстрела евреев мне рассказал вахман войск СС, Иванашко Владимир, который принимал участие в раздевании евреев и конвоировал их к яме, где их расстреливали. Иванашко говорил, что в м. Травники ночью прибыла дивизия СС "Галичина" (Речь идет, вероятно, о каком-то подразделении дивизии. Вся дивизия, конечно, не была в Травниках. Согласно информации Института истории АН Украины, подразделения дивизии с осени 1943 года принимают участие в антипартизанских действиях на юго-востоке Польши – А.Ш.) которая окружила весь Травниковский лагерь.<…> После этого, как мне говорил Иванашко, им дали к завтраку по 200 гр. водки, и они производили раздевание евреев в бараках и конвоировали их к яме на расстрел. Он рассказывал, что с обеих сторон ямы, стояло по три пулемета. Был проведен телефон для пулеметчиков и с обеих сторон возле пулеметчиков стояли какие-то начальники, которые подавали команду пулеметчикам во время расстрела. После того как немцы, точнее вышеназванная дивизия произвели расстрел евреев, немцы привезли в цистернах керосин, облили керосином трупы…».
Мало выставки прославляющей убийц, сегодня же еще одна нацистская тварь, причем учительница истории и заместитель директора по воспитательной работе одной из школ Львова, а также депутат горсовета Марьяна Батюк в день рождения Адольфа Гитлера восхищается им. Кого воспитает такая учительница? Тех же самых убийц.
Я не могу быть равнодушным к возрождению, становлению, поощрению нацизма в его худшей форме. Я работаю в Яд Вашем, что означает в переводе с иврита: "Память и имя". Это мемориал жертвам Холокоста и героям Сопротивления. Но мы помним не только имена павших, мы знаем и помним имена убийц и их пособников. 
Только пишу я книгу об убийцах-вахманах, которых готовили в учебном лагере СС Травники. Было их около 5 тысяч "выпусников-убийц". Разных национальностей: были русские, немцы-фольксдойч из Украины и Поволжья, были жители из Средней Азии, были из стран Балтии. Однако 3600 курсантов школы убийц были украинцами. Все они служили в лагерях смерти, различных концлагерях, гетто, в Варшавской тюрьме Павиак, даже в Эстонии в лагере Кунда…
Все время работы постоянно сталкиваюсь с "украинским вопросом" в разных ипостасях. Военнопленные других национальностей не могли не заметить особого отношение немцев к украинцам. Так травниковец-вахман русский Иван Козловский на допросе показал: «Находясь в лагере военнопленных, я имел возможность наблюдать, что немцы к украинцам относились лучше, и на работы, где условия содержания были несравненно лучше, чем в лагере, направляли их в первую очередь. В связи с этим назвал себя украинцем…" 
Сергей Приходько на следствии отметил, что летом 1942 г. отбор будущих вахманов в лагере Хелм проводился только в украинской зоне лагеря. Была отобрана группа из 200 военнопленных-украинцев, в число которых и попал Приходько. 
«В лагере Остров-Мазовецкий полицейскими были только украинцы. Первый призыв к пленным был такой: «Кто украинец, иди на службу к немцам!» Бывшие пленные в своих показаниях неоднократно отмечали, что «полицейские украинцы отличались особой безжалостностью: избивали жестоко и смертельно».
Важно отметить, что немцы понимали: в решение еврейского вопроса они уверенно могут рассчитывать на поддержку определенной части украинцев, особенно западных. Это подтверж-дают немецкие документы.
Так в донесение о событиях в СССР № 24 от 16 июля 1941 г. Оперативная группа "Ц", отмечено: 
<…> II Поведение украинского населения.
Украинское население в первые часы после ухода большевиков проявило достойную приветствия активность против евреев. Так в Добромиле сожжена синагога. В Самборе возмущенная толпа убило 50 евреев. Во Львове население согнало применяя жестокое обращение около 1000 евреев и доставило их в занятую вермахтом тюрьму ОГПУ".
Погромы, в каждом из которых, руками местного населения были убиты сотни и тысячи евреев прошли в Золочеве и Тернополе, Бориславе, Дрогобыче, Самборе, Скалате, Бережанах, Чорткове и других городах, и деревнях. Всего в июльских погромах в Западной Украине руками местных убийц было убито и замучено 24 тыс. евреев. 
В центральной и Восточной Украине дело до столь массовых жестоких погромов не дошло, хотя спонтанные зверские убийства, изнасилования имели место. Немецкие документы и в других районах Украины зафиксировали понимание и поддержку местного населения в проводимых против евреев акциях. Так в сообщение, направленном в Берлин 17 сентября 1941 г. Начальнику полиции безопасности и СД отмечено: "Реакция населения г. Хмельники на избавление от евреев, была такой сильной, что даже было совершено благодарственное богослужение». 
Поэтому и пишу нижеследующее, даже, если меня назовут, уж в который раз, "русским, пропутинским агентом" и прочая прочая…
Из Яновского лагеря во Львове после массового убийства узников-евреев в мае –июне 1943 г., в августе 1943 г. убежали 6 вахманов: Сергиенко, Данилюк, Бондаренко, Ищенко, Карташев, фамилия шестого не названа. Все они были убийцами. Но вот после Курской дуги поняли, что надо спасать шкуру. Один из них вахман Андрей Сергиенко на очередном Львовском процессе над убийцами в июле-августе 1969 г. показал, что после побега "в пути следования нас задержали БАНДЕРОВЦЫ в с. Холодное Тернопольской области и 3 дня держали под арестом, нас допрашивали, но когда сами убедились, что МЫ НЕ ПАРТИЗАНЫ, А ПОСОБНИКИ НЕМЦАМ, ОТПУСТИЛИ НАС". (Выделено А.Ш.) 
А что было бы, если беглецы были бы партизанами? Вопрос риторический. Страшно представить. Их не просто бы убили… 
Так кто же после этого Бандера и его соратники? Они в одном строю с немцами-гитлеровцами! 
Вахманы, кстати, вовсе не были бандеровцами, однако дети многих из них, я уверен, сегодня под черно-красными знаменами. В мае 1942 г. к месту службы мужа в лагерь смерти Треблинку приехала в гости жена Ивана Ткачука. В его уголовном деле приведена фотография, на которой он запечатлён в мундире вахмана СС рядом с женой. Ткачук, помнит о сыне, и шлет ему фотографию, на которой он изображен рядом с мотористом газовой камеры Иваном Марченко. Оба сфотографированы стоящими в вахманской форме, оба в кого-то целятся. Фотография, сделанная в лагере смерти, замечательна трогательной надписью на обороте: «На память дорогому сыну Коле. 15.III.1943 года». Сын за отца не отвечает, но все-таки, кем стал сын Ткачука и его дети? Помнят они отца и деда – убийцу, расстрелянного по приговору советского военного трибунала… 
Хотите знать с кем травниковцы развлекались в перерывах между убийствами? В лагерях смерти Треблинка и Собибор у служивших там вахманов, была возможность, не только насиловать, как бывало неоднократно, обреченных смертниц, но и общаться с украинскими девушками. Их было несколько десятков, привезенных в феврале 1943 г. из Украины в лагеря для вспомогательной работы. «Девушки исполняли работу прачек и уборщиц, стирали белье немцам и нам – вахманам, убирали комнаты, где жили немцы». Важно отметить, что фамилии вышеуказанных работниц перечислены в списке «других участников злодеяний в Треблинском лагере смерти». И недаром. Молодые женщины не могли не знать, что происходило в нескольких десятках метрах от места их работы и проживания. Они слышали крики обреченных, выстрелы, дышали смрадом сжигаемых тел. Знали об этом не только эти женщины. Знали о происходящем и о том, чем занимаются их мужья также жены и подруги вахманов, во время своих визитов в лагеря. Дмитрий Тимошкин на допросе показал: «когда трупы стали сжигать, то лагерь был покрыт черным дымом и к запаху разложившихся трупов примешался запах горелого человеческого мяса, который постоянно вызывал тошноту». 
А. Гребень на процессе в Киеве 27 марта 1962 г. сказала: «Егерь, с которым я находилась в интимных отношениях, рассказывал мне, что в лагерь прибывали эшелоны с людьми из Польши. Этих людей умерщвляли отработанным газом в газовых камерах». Об устройстве газовых камер рассказал своей подруге Александре Кирпа и моторист «душегубок» Марченко.
Украинские подруги вахманов были прекрасно осведомлены о судьбе бывших владелиц золотых или серебряных украшений, ювелирных изделий, денег – всех тех подарков, которые женщины во множестве получали от своих ухажеров.

Вернемся в сегодняшний день. Горе и позор тем, кто превращает идеологов убийц, движение убийц в народных героев. Горе тем, кто шествует под черно-красными флагами. Конечно, «Галичина», Бандера и его соратники, их деятельность – это часть истории украинского народа. Изучать ее надо, это дело историков, но делать ее предметом национальной гордости – это позор. Пусть рядом с участниками демонстраций под черно-красными флагами и портретами Бандеры, Шухевича и им подобным пройдут незримо десятки, сотни тысяч, убитых, чудовищно, садистки замученных евреев, поляков, русских, украинцев. Да–да, Украинцев! Трудно поверить, что родственники убитых бандеровцами украинцев сегодня поддерживают их. Не надо приплетать к национальной гордости, к стремлению к независимости, к борьбе за независимость, к сегодняшней трагедии Украины, тех, кто был пособником нацистов, кто воспитал убийц, тех, кто участвовал в убийствах. От них надо бы отмежеваться не только на государственном уровне, важнее, если бы это сделали сами граждане Украины. Но нет, и, увы, не будет подобных манифестаций. К сожалению, зерна от плевел не отделены. И пока будут такие учителя, как Батюк, уверен, таких, увы, немало, просто они не высказались, можно будет воспитать, подготовить и сформировать не один батальон, а то и дивизию убийц, подобных «Галичине». 
К сожалению, фашизм сегодня жив не только в Украине. И в России есть группы, так называемые патриотические организации с фашистской идеологией, которые используют словесные и изобразительные кальки антисемитской нацистской пропаганды времен войны. Ею полны многие так называемые патриотические, славянские, антисемитские сайты, высказывания на фейсбуке, в некоторых телепрограммах. Даже в трагической авиакатастрофе в Москве один горе-генерал обвинил евреев. Пожар и гибель детей в Кемерово также привели к чудовищным обвинениям в этом евреев и призыву к погрому. И пока, что-то неизвестно о том, что эти негодяи призваны к ответу по существующему в России законодательству. 
Но вернемся к Украине, где фашистская идеология существует и действует открыто. Сказать правду, это вовсе не значит быть против Украины. Наоборот - это борьба за то, чтобы над Украиной было солнце и синее небо, как в сегодняшнем государственном флаге, а не тьма и кровь, как на знаменах бандеровцев. Но, конечно, осознать это и бороться за это должны сами украинцы. Однако пока флаги рядом, пока не произойдет очищение от крови и тьмы, которые героизируются, печально будущее…