На фронтах Первой мировой в противоборствующих армиях сражались полтора миллиона еврейских солдат

В еврейских общинах по сей день рассказывают легенду-быль времен Первой мировой войны: в смертной рукопашной схватке сошлись русские и германские солдаты. Русский солдат заколол штыком германца, и вдруг из уст умирающего он услышал слова молитвы — «Шма Исраэль...», которую знает каждый еврей. Русскому солдату стало ясно, что он убил брата по вере — ведь оба солдата были евреи.

 

На полях Первой мировой войны в рядах противоборствующих армий сражалось более полутора миллионов еврейских солдат — русских и германских, британских и австрийских, французских и американских... Более 200 тысяч из них пали на полях сражений.

 

Британский фельдмаршал сэр Джон Монаш и австрийский фельдмаршал Самуэль фон Халази, десятки австрийских, французских, итальянских генералов и адмиралов, тысячи германских офицеров и сотни тысяч русских солдат были евреями и воевали в армиях своих стран, вольно или невольно исполняя древний галахический закон из Вавилонского Талмуда: «Закон страны — это закон для еврея», требующий от евреев абсолютной преданности государствам, гражданами которых они являются.

На Русском фронте


В России евреи были лишены элементарных гражданских прав, однако, когда наступал час испытаний, они шли в армию и умирали за Россию. Патриотический подъем, охвативший с началом войны Россию, не оставил в стороне и евреев.  В синагогах проходили торжественные богослужения о даровании победы русскому оружию. В одесской синагоге кантор и хор исполнили «Боже‚ царя храни!» и «Славься!»‚ а затем евреи прошли по городу многолюдной манифестацией. В Петрограде после молитвы в хоральной синагоге большая толпа с флагами и портретом Николая II вышла на улицу: синагогальный хор шел впереди процессии‚ пел русский гимн и молился за царя.

 

На экстренном заседании Государственной Думы депутат Нафтали Фридман заявил: «В настоящий час испытания... мы‚ русские евреи‚ как один человек‚ станем под русскими знаменами и положим все свои силы на отражение врага. Еврейский народ исполнит свой долг до конца».

 

Мобилизация среди еврейского населения прошла практически без недобора — процент евреев в армии во время войны был выше, чем в составе населения России в целом: в 1914 году в русской армии насчитывалось 400 тысяч еврейских солдат, к концу 1916 года их число возросло почти до 600 тысяч. На полях сражений Первой мировой войны погибли более 100 тысяч русских солдат-евреев, более 200 тысяч были ранены.

 

За отвагу в боях свыше 3000 еврейских солдат были награждены Георгиевскими крестами, более 40 евреев стали кавалерами «полного банта», то есть были награждены Георгиевскими крестами всех 4-х степеней. Среди них унтер-офицеры Айзек Кантор, Рафаил Баум, Хаим Притык, фельдфебель Соломон Глотман, ефрейторы Янкель Пинкус, Борис Айзерман и многие другие.

Впрочем, русское законодательство запрещало присвоение евреям офицерских званий, евреи были лишены многих прав и привилегий, полагавшихся их русским однополчанам. Солдаты-евреи, раненные в боях и находившиеся на излечении в русских городах, подлежали немедленной депортации в «черту оседлости» — их пребывание в русских городах считалось уголовным преступлением.

 

В газете «Русские ведомости» задавали вопрос: «Если евреи могут умирать за Россию‚ то почему они не могут жить повсеместно в России‚ почему они не могут быть офицерами в русском войске?»

И в тылу российские евреи работали на победу русского оружия — десятки заводов, принадлежавших российским евреям-предпринимателям, производили вооружения и амуницию для русской армии, широкое распространение получили благотворительность и общинная помощь.

 

Еврейская община Петербурга создала на свои средства лазарет на 200 кроватей и передала его в распоряжение армии. Еврейский комитет Лодзи приготовил лазарет на 500 мест; варшавский еврей М. Руг оборудовал в своем доме госпиталь и обязался содержать его до окончания войны; в Минске‚ Одессе и других городах выделяли палаты в еврейских больницах для раненых российских солдат. Студенты-евреи заграничных университетов‚ которых запрет на учебу вынудил покинуть Россию‚ возвращались назад и добровольно шли в солдаты; еврейские девушки становились сестрами милосердия.

 

Депортации евреев из прифронтовой полосы


По мере того, как летом-осенью 1915 года русская армия терпела поражения, в России усиливались антисемитские настроения — российская государственная бюрократия оказалась неспособна решить острые военные и экономические проблемы, вставшие перед страной, и потому русские власти по традиции занялись переводом стрелок народного гнева.

 

К августу 1915 года Россия потеряла в боях 3 миллиона человек убитыми и ранеными‚ полтора миллиона солдат и офицеров попали в плен. В русской армии недоставало артиллерийских орудий и снарядов, винтовок и патронов к ним. Начались проблемы с продовольствием, по всей стране протянулись очереди за хлебом. Председатель Государственной думы М. Родзянко свидетельствовал: «Армия тогда сражалась почти голыми руками... Я был свидетелем‚ как иногда отбивались неприятельские атаки камнями‚ и даже было предположение вооружить войска топорами на длинных древках».

 

Общий подъем в русском обществе сменился раздражением‚ страхом‚ подозрением. Заговорили о том‚ что в стране гнездится измена‚ армию специально оставляют без оружия; начались поиски виновников поражения среди министров‚ генералов и среди евреев.

Толпа евреев-переселенцев из прифронтовой полосы. Должностные лица проверяют документы. 
Фото: Universal History Archive / UIG / Getty images / Fotobank.ru

Русские черносотенные газеты заполнились фантастическими историями: писали о складах оружия в синагогах‚ о бутылках с планами военных крепостей‚ которые евреи якобы пускали к немцам по течению реки. Находились очевидцы‚ которые видели «собственными глазами»‚ как евреи откармливали гусей золотыми монетами и отгоняли их к врагу по подземным туннелям‚ как из Германии прилетали на цеппелинах мужчины в длинных лапсердаках для сбора денег.

 

Министерство финансов предупредило губернские власти‚ что «немцы‚ числящиеся в русском подданстве»‚ совместно с евреями намереваются «произвести в различных местностях Империи посредством особых машин выжигание хлебов на корню». А в другом циркуляре — теперь уже департамента полиции — на евреев возложили ответственность за «искусственное вздорожание предметов первой необходимости и исчезновение из обращения звонкой монеты»‚ чтобы вызвать «недовольство» в стране.

 

Сегодня много говорят о сталинских депортациях «враждебных народов», забывая, что первая такая этническая чистка была проведена русскими властями во время Первой мировой войны, и жертвой ее стало еврейское население прифронтовой полосы. Приказ о депортации еврейского населения из прифронтовой полосы отдал верховный главнокомандующий русской армии великий князь Николай Николаевич, а непосредственным исполнением приказа занимался начальник его штаба генерал Николай Янушкевич.

 

На депортацию еврейского населения были брошены казачьи части. Казаки успели «прославиться» в преследованиях мирного еврейского населения: казаки устраивали еврейские погромы в Галиции и Буковине; жестокий погром произошел во Львове‚ получив название «кровавое воскресенье». Летом 1915 года прошли еврейские погромы в прифронтовой полосе Гродненской‚ Ковенской‚ Виленской‚ Минской и Волынской губерний.

 

На сборы евреям нередко давалось несколько часов, после чего казаки гнали людей на станции, где шла погрузка в вагоны. Среди депортируемых были раненые солдаты и инвалиды войны, прибывшие домой на побывку. Эшелоны с депортированным еврейским населением шли в Сибирь. Максим Горький тогда писал: «Вы не можете представить‚ что теперь делают с еврейским населением Польши!.. Высылали по пятнадцать‚ двадцать тысяч — все еврейское население города — в двадцать четыре часа... Пропаганда ведется успешно. Жить тошно...».

К концу 1916 года русскими властями было депортировано около 350 тысяч евреев.

 

Глядя на преследования евреев в России, писатель Леонид Андреев писал: «Мне нет надобности ссылаться на геройство евреев в деле обороны России‚ на их трагическую по своей верности любовь к России. <…> Надо всем понять‚ что конец еврейских страданий — начало нашего самоуважения‚ без которого России не быть».

Война до победного конца


Ситуация стала кардинально меняться с крушением царского режима и приходом к власти Временного правительства, объявившего своей целью войну до победного конца.

Одним из первых декретов Временного правительства, имевшим своей целью консолидацию русского общества в условиях войны, был закон «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» от 20 марта 1917 года. С этого момента ограничительные антиеврейские законы бывшей Российской империи перестали существовать‚ и евреи получили равные гражданские‚ политические и национальные права с остальным населением.

 

Новый закон подписали все министры Временного правительства‚ и министр-председатель князь Георгий Львов сказал еврейской депутации: «Редко мне приходилось так волноваться‚ как в настоящие минуты. Мы были в мыслях и чувствах братьями‚ но нам не давали соединяться. Давайте забудем страницы прошлого и будем вместе работать для укрепления свободы новой России».

Оскверненные во время погромов свитки Торы.
 Фото: Jewish Chronicle / Heritage Images / Getty Images / Fotobank.ru

За годы войны офицерский корпус был основательно выбит, в офицеры стали брать безграмотных солдат. А в окопах находились десятки тысяч образованных молодых евреев, уже имевших богатый фронтовой опыт, но им путь в офицеры был прежде закрыт.

 

Уже в начале июня 1917 года в Константиновском военном училище был произведен в офицеры 131 еврей. В Одессе летом 1917 года офицерские звания получили 160 евреев-юнкеров. Еще раньше военный министр Керенский стал производить в офицеры наиболее отличившихся евреев — Георгиевских кавалеров.

 

Газеты писали: «Юнкера-евреи старшего курса Ташкентского военного училища отправились на фронт в ударный батальон. <…> Первым‚ кто поднял красное знамя и храбро бросился на австрийские окопы‚ был юнкер Ш. Гандлер. Во время атаки он был убит. Гандлер еще до революции удостоился двух Георгиевских крестов и унтер-офицерского чина».

Летом 1917 года раввин Яаков Берман был назначен главным раввином при штабе Юго-Западного фронта в чине подполковника.

 

На Всероссийской конференции сионистов собравшихся приветствовал командующий Петроградского военного округа: «Когда наступит час, и Палестина вновь станет еврейской‚ забудьте‚ русские евреи‚ все зло‚ причиненное вам не по вине русского народа‚ и дайте нам‚ русским‚ доступ к нашим православным святыням».

 

Во время большевистского переворота в октябре 1917 года юнкера-евреи были среди последних защитников России от большевистской диктатуры. Они защищали Зимний дворец, участвовали в восстании юнкеров петроградских военных училищ: юнкера заняли телефонную станцию и Инженерный замок‚ пытались захватить Петропавловскую крепость и Смольный‚ но части Петроградского гарнизона к ним не присоединились‚ не поддержали их и казаки‚ на чью помощь надеялись.

 

Большевики подавили восстание‚ и петроградские газеты сообщали: «За последние дни петроградская еврейская община оплакивает свои многочисленные жертвы. На еврейском Преображенском кладбище за один день похоронено пятьдесят жертв. Среди похороненных тридцать пять юнкеров‚ убитых при осаде Владимирского училища и телефонной станции».

 

На Западном фронте

В армиях стран Запада в годы Первой мировой войны сражалось около одного миллиона евреев.  Так же, как и их русские единоверцы, многие евреи западных стран были до конца преданы своим странам, на верность которым они присягали.

 

Правда, было одно существенное отличие от русской армии — в армиях западных стран не было никаких ограничений прав евреев-воинов. Евреям на Западе уже на протяжении столетия была открыта престижная военная карьера, они принадлежали к военной элите своих стран.

 

В австро-венгерской армии в годы Первой мировой войны сражались 300 тысяч евреев-военнослужащих. Среди них было 30 тысяч офицеров и 30 генералов. Заметное положение в австрийской военной элите занимали фельдмаршал Самуэль фон Халази и фельдмаршал Иоганн фон Фридландер. Пройдут годы, нацисты депортируют престарелого фельдмаршала Иоганна фон Фридландера в числе тысяч австрийских евреев в Освенцим, где тот погибнет от пуль эсэсовца во время «марша смерти» в феврале 1945 года.

 

В Германской армии в годы Первой мировой войны воевали более 100 тысяч немецких евреев (более 3 тысяч были офицерами), 12 тысяч из них пали на полях сражений. За годы войны за отвагу были удостоены боевых наград, в том числе ордена «Железный Крест» 1-го и 2-го класса, более 35 тысяч германских солдат-евреев. Среди тех, кто был удостоен высшей германской боевой награды — ордена «Pour le Merite» (За Заслуги), был и германский летчик-ас лейтенант Вильгельм Франкль, вошедший в историю боевой авиации как первый летчик, сбивший самолет противника в ночном воздушном бою. Всего на боевом счету этого летчика-еврея было 20 сбитых самолетов противника. В составе германской авиации в годы Первой мировой войны воевали более 200 летчиков-евреев.

Военные-евреи в мундирах на богослужении в городской синагоге Вены. Австро-Венгрия. 1915 год. 
Фото: Imagno / Getty Images / Fotobank.ru

С приходом к власти в Германии нацистов там полностью вычеркнули из германской военной истории еврейское участие — могила летчика-аса Вильгельма Франкля, погибшего в воздушном бою, была уничтожена, а его имя было стерто из списка германских героев.

 

В армии Франции сражались более 50 тысяч евреев, и еще 4 тысячи евреев, не имевших французского гражданства, служили в Иностранном Легионе. 12 генералов-евреев были в высшем командовании французской армии. Из 39 французских летчиков-евреев в воздушных боях погибли 35.

 

В итальянской армии в годы Первой мировой войны воевали всего несколько тысяч евреев, однако они были неотъемлемой частью итальянской военной элиты — еще в 1904 году военным министром Италии стал представитель старой еврейской аристократии генерал Джузеппе Оттоленги, а всего в итальянской армии и на флоте во время Первой мировой войны воевали 16 генералов и 5 адмиралов-евреев.

 

В армии США, вступившей в войну только в 1916 году, служили 250 тысяч евреев, среди них было порядка 10 тысяч офицеров и несколько генералов.

Самым выдающимся полководцем Первой мировой войны, сражавшимся на Западном фронте, признан британский фельдмаршал-еврей сэр Джон Монаш, командовавший всеми австралийскими и новозеландскими силами в Европе. Войска под его командованием летом 1918 года отличились в решающих сражениях заключительного этапа войны у Амьена. Воинские заслуги Монаша, признанного одним из лучших командиров британской армии, были отмечены орденом Бани 3-й и 2-й степени, орденом Святых Михаила и Георгия 1-й степени, принесшим ему дворянство.

Фельдмаршал сэр Джон Монаш вошел в историю военного искусства как первый военачальник, реализовавший на полях сражений Первой мировой войны теорию и практику взаимодействия в бою пехотных войск и таких новых тогда родов войск, как авиация и бронетанковые войска.

 

Всего в рядах Британской армии в годы Первой мировой войны воевали более 50 тысяч евреев. В их числе было более 2 тысяч офицеров, служивших в пехоте, авиации и на флоте.

Во время Первой мировой войны в Британской армии была сформирована первая еврейская национальная часть, получившая название Еврейский Легион. Он был создан на базе пяти батальонов королевских стрелков и принял участие в боях за освобождение Палестины от турецкого владычества. Костяк Еврейского Легиона составили российские евреи, которые были вынуждены бежать в Великобританию из-за еврейских погромов. Многие офицеры и солдаты Еврейского Легиона в дальнейшем играли важную роль в создании государства Израиль и его армии.

 

Военные-евреи на богослужении. Фото: ÖNB /I magno / Getty Image / Fotobank.ru

 

Военные-евреи на богослужении.

Фото: ÖNB /I magno / Getty Image / Fotobank.ru

 

 

Александр Шульман 

 

27-02-2016, 11:10 

Источник: http://rusplt.ru